Продолжение. Начало в №№38, 39.
Топорнино (Никольское). «За валом в Симбирском уезде в урочищах по речке Бекшанке октября 5 дня 1702 года были отведены пустопорожние земли Дмитрию Кирилловичу Топорнину. И на 8 лет раньше в верховьях реки Сызрана и по разным урочищам были отведены земли Якову Кирилловичу Топорнину». Эта самая ранняя дата, свидетельствующая об освоении земель в этом уголке нашего района. По первой переписи 1719 года за Д. Топорниным числилось 10 дворов (88 человек – 60 крестьян, 28 дворовых людей).
В 1790 г. помещиком Стефаном Егоровичем Топорниным была построена церковь во имя Николая Чудотворца, поэтому село имело и второе название по церкви – Никольское. При церкви имелось 35 десятин земли. К 1859 году основным владельцем села стала семья Богдановых, они имели винокуренный завод. В 1869 году в селе открылось частное народное училище, а в 1871 году по ходатайству И. Н. Ульянова – частная школа Л.П. Граббе, которая существовала исключительно на ее средства. В 1882 году открылась начальная школа. Дважды бывал в Топорнино И. Н. Ульянов, в 1874 и 1882 г.г.
В 1876 году в селе открыт первый в районе приемный покой на 14 коек.
Здесь, в далекой глубинке, провел свое раннее детство известный русский актер, чтец-рассказчик, писатель В. Н. Андреев-Бурлак.
По «Спискам населенных мест Симбирской губернии за 1913 г.» здесь проживало 1800 человек, имелась церковь, земская школа, конный завод Г. В. Барянова.
В с. Никулино (основано в 1701 г. «В мае 1701 г. братьям Федору и Трофиму Никулиным были отведены земли по речке Рызлейке») было поместье Александра Павловича Ерофеева, владевшего 158 десятинами земли, имелась школа 1 ступени. Известно, что барыня Городецкая основала здесь церковь в 1806 году, в которой хранились летописи. В них говорилось о том, что основоположником с. Никулино является Никулин, который здесь поселился в 16 в. Село помнит еще несколько помещиков: Ждановых, Зимницких, Мартеновских.
Никулино имело и другое название – Святодуховское, по названию каменного храма, возведенного на средства помещицы Елизаветы Михайловны Городецкой.
До революции Никулино – волостной центр, где имелись школа 1 ст., волостной комитет, лесничество, почтово-телеграфное отделение, сберкасса, проводились ярмарки. В 1913 году станция Никулино грузила разный товар свыше 500 тыс. пудов.
В этом селе родились и провели детство талантливая советская писательница, воспитанница М. Горького, автор ряда исторических повестей Вера Николаевна Жакова (1914-1937 г.), поэтесса Валентина Коркина.
Поника. Первоначальное название села – Рождественское или Поникий Ключ, его возникновение можно отнести к 1660 – 1670 г.г. Первым владельцем села был надворный советник, граф Ульянин, который получил эту землю за службу при сооружении Симбирско-Корсунской засечной черты.
Позднее на территории села жили помещик Насакин, Манцуров, Начаркин. «В 2 верстах от станции Никулино лежит с. Поника,… имеет около 1 500 жит. И школу. Здесь находится имение Насакина (1 544 дес.), в котором заведено улучшенное полеводство с 10-ти польным севооборотом и скотоводство», — данные на 1913 г. Насакины — старинный симбирский дворянский род, представители которого с 17 века участвовали в основании «порозжих» земель Среднего Поволжья. В 1783 году помещицей Ириной Васильевной Грязновой был построен деревянный храм.
Рызлей. «В 1700 году октября 29 дня А. И. Анненкову и разным людям были отмежеваны земли по речке Канадейке и Рызлейке». Название Рызлей происходит от тюркского слова «оразлы» — счастливый. Близлежащие к Рызлею села и сегодня населяют татары. Следуя христианской вере, население Рызлея возводит в 1747 году деревянный храм, который в 1872 году будет перестроен по новому плану.
В результате генерального межевания в 1815-1875 годах все рызлейские земли вместе с селениями были разделены на 18 помещичьих участков.
В 1874 г. в селе по инициативе И. Н. Ульянова была построена сельская школа.
Вплоть до 1930-х годов жители села занимались в основном портновским делом. Шили верхнюю одежду и обувь, ходили по селам губернии, принимая заказы. Весной и летом были заняты крестьянским хозяйством.
Головино принадлежало нескольким помещикам — тайному советнику Александру Васильевичу Толстому, капитанше Марии Егоровне Насакиной и прапорщице Татьяне Егоровне Ленивцевой. В 1774-1800 г.г. крепостные крестьяне и земли с. Головино и д. Этково принадлежали семье Ивашовых. Петр Никифорович Ивашов – герой штурма Очакова и Измаила, участник Отечественной войны 1812 г. В архиве сохранились данные о закладке Покровской церкви в 1777 году помещиком Зимницким.
Головино, как крупный населенный пункт, с 1797 года становится волостным центром. В эту волость входило 11 населенных пунктов и на 2722 человека населения было 18 помещиков. В 1806 году 5693 десятинами земли в Головино и его окрестностями владела Елизавета Петровна Языкова, в 1861 г. — Александр Львович Киндяков, который имел более 1000 крепостных крестьян. А его родственница, помещица Софья Александровна Перси-Френч (Киндякова), английская подданная, владела огромным земельным массивом, водяной мельницей на р. Сызранка, конным заводом, крупорушкой, маслобойней. Ходили слухи о том, что помещице В. И. Ленин помог уехать в Германию (по воспоминаниям старожилов).
В центре села до сих пор сохранилась сосновая аллея, каждую весну расцветает сирень — остатки барского сада. Барыня редко и ненадолго приезжала в имение, но всегда с большим количеством гостей. Отдыхали, охотились, не разбирая, крестьянская это земля или барская. Многие посевы крестьян безжалостно уничтожались. Две страсти были у барыни – белые лошади и собаки (гончие). Под барским домом был огромный подвал, в нем барыня замуровывала тела своих любимых собак. Дом был соединен тайным ходом с церковью. Многие пытались его отыскать, но безрезультатно. Крестьян своих не обижала, как вспоминают старожилы «жилось при ней неплохо». Судя по всему, и приказчик был неплохой, так как барыню крестьяне видели очень редко. Но нерадивых и ленивых крестьян меняла на собак.
Дважды посещал местную Головинскую школу Илья Николаевич Ульянов. В своих докладных записках земской управе он писал о неудовлетворительном состоянии школы.
В 1913 г. в селе проживало 1255 человек, имелись 2 церкви, молитвенный дом, 2 школы, волостное правление, почтовое отделение, ветеринарный пункт, общественная мельница, усадьба Перси-Френч (конный завод).
В 1837 году из Головино в порядке выселок и выделено с. Леневка именно для ленивых крестьян (впоследствии переименовано в Лыневку). По переписи 1913 года в Лыневке проживало 820 человек, имелись часовня, частная школа, винокуренный завод У. Ф. Базилевой и Огрызко, на котором выкуривается спирта на сумму до 45 тыс. руб., при 60 рабочих.
В 1927 году в селе Головино имелись такие учреждения как: ВИК, почтовое отделение, амбулатория, ветеринарно-врачебный участок, школа 1 ст.
В 1930-е годы сёла Головино и Ахметлей являлись значительными очагами фольклорного творчества. В эти годы здесь был известный симбирский краевед П. М. Языков, который записал много народных песен, в том числе о Е. Пугачеве. Некоторые впоследствии вошли в собрание П. В. Киреевского.
Лыневка. В 1913 г. деревня находилась в приходе Покровской церкви села Головино. В нем было 111 дворов, часовня, винокуренный завод и усадьба дворянки Е. Ф. Базилевой.
Пановка. В этой деревне имелся старообрядческий молитвенный дом и суконная фабрика, которой владел У. А. Кильдеев.
В селе Каранино (Архангельское) находилась усадьба местного землевладельца А. А. Толстого, который владел винокуренным заводом и паровой мельницей. В январе 1906 года здесь произошло крупное выступление крестьян (захватили поместье). Прибывшие кавалеристы жестоко расправились с крестьянами.
Сухая Терешка. Название села, как утверждают местные жители, произошло от названия речки, которая тоже называется Терешка. «Терешка» — слово татарского происхождения, обозначает оно «мелководная». Потом к этому слову прибавили еще и «сухая», речка летом совсем пересыхает. Когда-то очень давно леса почти вплотную подходили к селу.
Земли этого села получил помещик Дудкин, затем часть земель продал Кострицыну Николаю Михайловичу. Имением управляла жена Кострицына, Елизавета Николаевна.
Канасаево. Село Канасаево («Покровское тож») основано в последние годы 17 в. По переписи 1719- 1923 г.г. село принадлежало нескольким помещикам. Как говорится в одном из документов: «Помещика Якова Петровича Баскакова, да капитана Тимофея Ивановича Аникеева, да дворянина Ивана Саввовича Ростовского поселенье оное по речке Канасаевке». Лесу разного в длину 2 версты. Сена по обе стороны Канасаевки до 200-220 копен».
Ахметлей. До 1861 г. ахметлейцы были удельными крестьянами. После генерального межевания селом по частям владела Зимницкая, полковник Дельсаль, Варвара Поспелова и ее дочь.
Поспеловка. Этим селом владели 2 помещика Ржевский и Нефедьева. Часть земель Нефедьева имела и в Кочкарлее. По «Списку населенных мест за 1913 г.» сельцо Поспеловка значилось за помещиком Ржевским. Лес и луга помещика начинались за селом Эзекеево, по речке Заводке и тянулись до Кочкарлейской дороги. Это место и до сих пор называется «Ржевские поляны». Здесь он разрешал пасти крестьянский скот, но за это он требовал бесплатно убирать его хлеб. Нижеследующая история записана со слов старожилов в 2003 г.: Сам помещик из бедных (возможно, служил приказчиком у барина, по слухам, женившись на дочери старого помещика, взял их фамилию). Итак, помещик женил его на своей дочери – злобной, жадной женщине, имевшей 2 сыновей. В этом браке родилось еще 3 детей, один ребенок – дочь-инвалид. Ржевский был добр к своим крестьянам, ему были близки тяготы бедного люда. Жили помещики в большом деревянном доме, который примыкал к каменному зданию. В нем располагались рабочий кабинет помещика, гостиная. На втором этаже располагались комнаты детей. До наших дней сохранилась в этом доме лепнина на потолках. Рядом в двух каменных 2-х этажных домах жили обслуживающий персонал, второй этаж одного из этих домов занимал управляющий с семьей. Вокруг дома тянулся большой сад, площадью 2 га. Перед основным домом (хозяйским) бил фонтан…(Эти здания были построены в 1914 г.)
…Перед революцией Ржевский имел 600-700 десятин земли и леса 500 десятин. В сущности, вся округа – поля, лес принадлежали помещику. Огромными обозами, барин отправлял лес на ст. Никулино, на продажу. Помещик владел лесопильным и винокуренным заводами (здание винокуренного завода сохранилось). По неподтвержденным данным, именно он построил больницу в с. Кочкарлей. А сельская молодежь в канун любого большого праздника грабила сараи, склады, амбары помещика (брали немного, например 2 мешка зерна или пшеницы), взятое продавали на сторону. А вырученные деньги «спускали» на праздники (Кузьминки, Пасха), покупали вино или сладости. «Молодежь хотела погулять, а на что? Дырявый зипун не продашь», — вспоминают старожилы.
Дети помещиков скучали и с удовольствием тянулись к крестьянским детям, играли в общие игры. Однажды дети привели крестьянских ребятишек к себе в дом. Навстречу им вышла помещица и, насколько способна была ее натура, вежливо попросила удалиться крестьянских детей со двора: «Вы идите в дом (обращение к своим детям), а вы тоже идите к себе домой (обращение к крестьянским детям)».
В книге «Селения Симбирской губернии за 1913 год» есть такие сведения: «Поспеловка, сельцо… Число дворов – 88, жителей 577. Имеются: школа, усадьба Ржевского, винокуренный и лесопильный заводы (лесопильный с 1894 г, выделывающий досок и брусьев на 20 тыс. руб., при 24 рабочих), мельница, принадлежащие барину Ржевскому».
… Пришло смутное революционное время. Тяжело проходило установление советской власти. Старожилы помнят, как закончились дни помещиков. В конце 1917 г. прибыл конный отряд красноармейцев. Произведя обыск, изъяли ружье и наган сына. Спустя 3 недели, отряд вернулся для конфискации имущества. Накануне, в ночь, семья Ржевских, переодевшись в крестьянское платье, покинула село. По некоторым данным, уехали в сторону Светлого озера, на р. Суру. Ходили слухи, что через некоторое время они перебрались в Сызрань, затем в Самару. Сельчане наблюдали за погромом имения, было вывезено практически все. В село семья больше не вернулась. Дальнейшая судьба помещиков не изучена досконально. О детях неизвестно ничего. О барыне слухи ходили следующие: она все-таки решила вернуться домой. В 1917-18 годах пешком добирается до с. Поника, останавливается у помещицы Насакиной на ночлег, где и умирает.
Жители соседнего села Кочкарлей утверждают, что сам помещик Ржевский похоронен вместе с помещиком Нефедьевым под церковью Казанской Богоматери с. Кочкарлей. Действительно, в предвоенные годы стояли два мраморных памятника (черного и серого цвета). После войны их демонтировали, погрузили в телегу и увезли в Николаевку. Какова судьба этих надгробий неизвестна.
Кочкарлей. О кочкарлейских дворянах известно мало. Владел поместьем Нефедьев, потом имение было поделено между 2 братьями – Андреем и Николаем.
В июле 1686 года Симбирский воевода Матвей Алексеевич Головин, исполняя царский указ, распорядился отправить на речку Бекшанку синбиренина Гаврилу Копылова. Он должен был произвести межевание «порозжей земли», пожалованной служилым людям Никите Лукину и Ивану Ладе. Посетив эти места, они «бьют челом Великим Государям: о диком поле, что в Симбирском уезде, по реке Бекшанка…, та порозжая в подместье, и в оброк, и в вотчину не отдана, от засечных крепостей ни в ближних местах и ни новопосещенному граду Сызрани не приписана…»
В 1686 году в Кочкарлее жили мордва и чуваши, часть их относилась к разряду ясашных крестьян, другая – служилые люди. По ревизии 1723 г. в Кочкарлее насчитывалось служилых чуваш 174 муж. пола (38 чувашских дворов). Причем в соседнем селе Эзекеево проживали только служилые люди. В архивном Фонде Сената имеется «Ведомость о причастных к Адмиралтейству иноверцев Синбирского уезда», в которой упоминаются жители деревень Кочкарлей, Эзекеево. Из нее мы узнаем, что в Кочкарлее учтено 143 души, Эзекеево – 69… Это те люди, которые принимали участие в заготовке строительного леса для Каспийского флота.
В 1751 году в Кочкарлее была построена церковь. Но в результате насильственной христианизации чуваши стали покидать село, перебираться в соседние села. В начале прошлого века в селе было 269 дворов (1 728 жит., русские и чуваши), церковь Казанской Богоматери, богадельня Святой Ольги, земская больница (с 1888 г. сохранился архитектурный ансамбль главного корпуса больницы, домов врачей и младшего персонала), метеорологическая станция, арестный дом, 2 общественные мельницы. В 1879 г. открыто земское мужское одноклассное училище, а в 1890 году – церковно-приходское женское одноклассное училище.
Старожилы утверждают, что за кладбищем находились кирпичные ямы Павла Григорьевича Колчина. (Для каких целей служили ямы – неизвестно, кто такой Колчин также выяснить не удалось). Возле речки работал принадлежащий ему же мыльный завод.
Здесь родился и вырос Герой СССР в ВОв Борисов Михаил Павлович.
Славкино. Барин, отставной военный, имевший заболевание органов дыхания, по совету врачей переехал в наши места – Славкино – где рос хвойный лес. Село идеально подходило для этих целей. Построил огромный дом, завез добротную мебель. Рядом с домом выстроил склады, погреба, конюшни. Развел скот, крестьяне занимались земледелием.
Дом находился в сосновом лесу, утопал в зелени. Позднее дом был оббит досками и покрашен в зеленый цвет, около него буйно рос барбарис. В доме после революции жила служанка. Одно время в нем находилась контора лесничества.
Канадей. Село Канадей имело по церкви второе название – Покровское. В 1691 году земли по реке Канадейке принадлежали пензенскому помещику Макару Ермолаевичу Андреянову. В 1704 г. Канадей принадлежал уже другому помещику – казанцу А. И. Малышкину, об этом свидетельствует запись в «Спорном деле»: «В прошлом 1704 г … по указу императорского величества пожаловано Алексею Ивановичу Малышкину в Симбирском (ныне Сызранской уезд) земли по реке Канадею … к старому Канадейскому поместью (что ныне называется бывшим городом Канадеем)». Во владении Малышкиных имение Канадей было до июля 1722 г., а потом было продано за 60 руб. лейб-гвардии Преображенского полка капралу Никите Семеновичу Кречетникову. Новый хозяин провел новое межевание только что купленных земель и подушную ревизию всего населения, по которой в деревне числилось 32 души мужского пола. Это вызвало недовольство среди населения. К тому же на территории вокруг Канадея претендовал Нижегородский Печерский монастырь.
К 1780 году численность населения возросла. 22 декабря 1780 г. Канадею был присвоен статус города и пожалован герб «три золотые стрелы на красном фоне в знак того, что прежние обитатели сего места были меткие стрелки из лука». В качестве уездного города – Канадей пробыл 16 лет. Город-воин в 1783 году сгорел, но был снова восстановлен. 12 декабря 1796 года история уездного города Канадей закончилась. Император Павел I упразднил Канадейский уезд.
Истории известно, что территория нашего края находилась на пути движения хана Батыя. Населению нашего края приходилось дважды с оружием в руках подниматься против татаро-монгольских завоевателей. Оружием были лук и стрелы. Для защиты юго-западных границ России стали строить оборонные линии, которые играли роль опорных пунктов правительственных войск в боях с повстанцами Разина и Пугачева. В 1671 году разбитое воинство крестьянского предводителя Степана Разина, нашедшее пристанище за надежными стенами крепости, почти 20 месяцев выдерживало осаду, а для соратников удалого Емельяна Пугачева цитадель тоже была родным домом пару лет. Надвратная крепостная башня из красного кирпича с 4 бойницами сохранилась в Канадее до сих пор.
До революции село Канадей было торговым. Здесь много было торговцев и купцов, которые имели свои торговые магазины. Торговали практически всем: хлебом, мукой, мясом. Купец Калинин имел мыловаренное производство. Братья Гуляевы – три мельницы, многие крестьяне работали у лесопромышленников Авдеева и Гурьянова. В 1904-05 г.г. лесопромышленник Гурьянов построил свой завод-лесопилку близ станции. Гурьянов являлся поставщиком шпал строителям железной дороги.
В годы революции и гражданской войны завод был сохранен, хозяин никуда не уезжал. С установлением Советской власти Гурьянов продолжал работу, но под контролем. В 1924 г. он умер, приехавший его сын оформил передачу завода вновь назначенному директору.
События 1917 года и гражданской войны сокрушительно ударили по дворянству. Часть их эмигрировала (Перси-Френч — Головина), кто-то погиб (В. В. Насакина расстреляна в сентябре 1918 г. в Кузнецке), кто-то мирно жил (лесопромышленник Гурьянов, Канадей).
Материал подготовлен Е. Кошуровой, Николаевская школа.
